Эффекты телевидения

А знаете ли Вы, что многие рекламы и передачи располагаются в эфирном времени не случайно. Есть психологические тесты, которые выявляют, кто и когда смотри телевизор. Например, в возрасте от 30 лет в одно время, в возрасте от 50 – ти лет в другое время. Так вот, давайте сегодня поговорим о запрещенных эффектах на телевиденье.

Начнем мы с Эффекта «Запретного плода». Столько бы не разоблачали телевидение, не раскрывали секреты иллюзий, вера в иллюзорный придуманный мир пересилит все попытки самых изощренных критиков. В конце концов, и сам критик — только эпизодическая фигура в этом карнавале экранной жизни. Хочет он того или нет, но своими возгласами негодования или призывами выключить телевизор, он только стимулирует интерес аудитории. Срабатывает эффект запретного плода. Эффект белой обезьяны. Как только получаешь команду не думать о белой обезьяне, как сознание включается на полную. Сигнал об опасности активизирует мозг.

Так же имеется и Эффект «Тамагочи». Как маленькая электронная игрушка, телевизор теряет свою сущность, если его систематически не включать. Точно так же неясно, как, то ли быстро формируется привыкание к его голосу, то ли быстро формируется страх, что он без нас может угаснуть, сникнуть, засохнуть, но между зрителем и телевизором возникает что-то вроде простой первородной связи — как между матерью и ребенком. Может, поэтому среди зрителей всех возрастов больше женщин, которые всегда более заботливы, ответственны и жалостливы. Даже если им не очень нравится то, что им показывают, они не плюнут на пол и не погасят экран.

Далее идет Эффекты «воспитания». Эмоциональный фон восприятия ТВ-программ закладывается в детстве. Например, для меня родители выписывали журнал «Веселые картинки». Сами читали «Крокодил», а я рассматривала единственный в стране журнал комиксов для детей. Телевизионной проекцией «Крокодила» был журнал «Фитиль», а «Веселых картинок» — мультфильмы. Таким образом, телевизор впервые осознался мною, как оживающие «Веселые картинки». Первоначальная мифология определяет все последующее восприятие. Что бы не происходило на телевидении веселого и яростного, я все равно в душе воспринимаю его как калейдоскоп именно веселых картинок. Он периодически ломается, дает сбой, показывает ужасы, но я никогда не смотрела бы его, если бы не он не обещал мне что-то смешное и наивное. А если кому в детстве пихали кашу в рот под включенный телевизор. И что? Для него телевидение так и останется фоном для насильственного поедания пищи. А не аттракционом из живых и веселых картинок.

Телевизор сегодня — это тест на интеллект, чувство юмора, личностную зрелость, социальную мобильность, идеологическую ангажированность. Рассказать о том, что смотрит семья по телевизору, это значит сдать всех. Их вкусы, привычки, живые спонтанные реакции, ночные кошмары, томительные ожидания и верования. Человек — то, что он смотрит по телевизору. На самом деле, скрытых психологических эффектов телевидения, комплексов, которые оно эксплуатирует, гораздо больше. В каждой программе свой набор «трюков» и «примочек». Часть из них я покажу ниже на примере тех программ, которые мне приходилось консультировать. Значит, я знаю, о чем говорю. А об остальных и я могу только догадываться. А некоторые секреты я не расскажу никогда, потому что они еще долго будут оставаться коммерческой тайной.