Роль телевизионных коммуникаций в нашей жизни

Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение, интернет. С начала телевидения, всемирного триумфа прошло уже пять десятков лет — но, в общем и целом оно по-прежнему удерживает позиции излюбленного и преимущественного способа проводить досуг, несмотря на наличие таких современных конкурентов, как Интернет и компьютер. Телевидение является источником информации, а также средством для развлечения и обучения. Не так давно телепередачи принято было смотреть всей семьей. По окончании сеанса возникали споры и размышления относительно того или иного момента. Сегодня роль телевизора в жизни человека существенно изменилась, да и фильмы, передачи или мультфильмы носят иной характер, который не всегда положительно сказывается на людях. Очень часто у людей возникает зависимость от телевидения. Влияние телевизора на ребенка особенно сильное, поэтому необходимо ограничивать пребывание малыша перед экраном.

Причину столь явного перевеса следует видеть, конечно же, в том, что телевидение, это «окно в мир», связывает зрителя совсем происходящим в большом мире, да так красочно и реалистично, как никакое другое СМИ. Зрителю кажется, что именно с его помощью легче всего приобрести широкий кругозор. Ведь тут человек не просто слышит или читает о событиях, а, можно сказать, самолично присутствует, наблюдая происходящее «собственными глазами». Эпоха, все решительней встающая под знак глобальной политики, глобальной экономики, глобальных экологических проблем, настоятельно нуждается такого рода способах смотреть на мир. Направлять наше сознание на всю землю, на все человечество — вот что сегодня самое важное, и в этом смысле телевидение могло бы вносить значительный вклад в решение задач современности, расширяя наш духовный горизонт.

Телевизор в современной жизни чаще всего исполняет фоновую роль, это воспринимается как должное. Мощный эмоциональный и информативный поток зачастую приводит к возникновению проблем, которые связаны с рекламной зависимостью. Люди сами этого не осознавая становятся заложниками навязанных стереотипов мышления и поведения. Предотвратить такие негативные последствия воздействия телевизора на ребенка, как плохой сон, излишняя возбудимость, зависимость, головные боли, снижение зрения, можно только сокращением времени просмотра мультфильмов и передач к минимуму.

На практике, однако, дело обстоит иначе: более чем тридцать телеканалов заполнены главным образом развлечениями и спортом. Разве при таком положении дел важное не пропадает в море неважного? Разве глобальное отупение не вытесняет столь необходимого углубления сознания? Многие считают, что телевидение — их главное орудие в приобретении образования и знаний. Но это иллюзия. Чем дольше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Это относится ко всем сферам, за исключением одного только спорта.

Стало быть, получается, что и через пятьдесят лет после появления телевидения как средства массовой информации мы не научились относиться к нему так, чтобы оно действительно способствовало нашему развитию. Может быть, электронно-лучевой образ, столь несходный с любыми изображениями на бумаге или холсте и даже с диапозитивами и кинокадрами, оказывает подспудное воздействие, о котором мы даже не подозревали?